Фильтр
товаров
Цена
(грн)
-

Рождение шиноремонтных материалов Ferdus

Чешская компания Ferdus в особом представлении не нуждается. Уже более 18 лет ее продукция помогает украинским шиномонтажникам ремонтировать шины. Но мало кто знает, как производятся шиноремонтные материалы Ferdus, чем примечателен маленький чешский городок Злин и как местному жителю удалось сделать прорыв в области ремонта шин. «Шина Плюс» подготовила репортаж с завода Ferdus, расположенного в историческом центре шинной промышленности Восточной Европы.
 
«Bata» – отец шиноремонтных материалов

Шиноремонтные материалы FerdusИстория производства шин в Чешской Республике, начиная с 20-х годов прошлого столетия, тесно связана с компанией «Bata» и городом Злин. Быстроразвивающийся обувной концерн «Bata» первоначально искал подходящий материал для производства подошвы обуви. Так появились первые резиновые смеси на основе каучука.

Вскоре резиновые смеси начали применяться для производства колесных камер и шин. А в 30-е годы в городе Злин началось массовое производство шин для легковых и грузовых автомобилей. Сначала под торговой маркой «Bata», а с 1945 года — под торговой маркой Barum. В 60-х годах неподалеку, в городе Отроковице, построили новый крупный современный завод. Одновременно в Чехии началось производство радиальных шин.

Город Злин, в свою очередь, стал центром чехословацкой резинотехнической промышленности и в то же время центром по развитию резинотехнических технологий. Было создано отдельное заводское подразделение, занимающееся исключительно вопросами ремонта и восстановления шин, а также разработкой соответствующих технологий и машинного оборудования.

Постепенно завод в городе Злин стал лидером в этой области среди всего бывшего Восточного блока. Для восстановления шин в то время использовались только классические ремонтные материалы, для работы с которыми требовалась горячая вулканизация при температуре + 145 °С. О шиноремонтных материалах для холодной вулканизации в Восточном блоке тогда вообще никто не знал.

Первопроходец «холодного» ремонта шин

В 1989 году в Чешской Республике было покончено с коммунистической властью, после чего люди смогли свободно заниматься предпринимательской деятельностью. Компания Barum объединилась с немецкой компанией Continental, и, таким образом, образовался крупнейший завод по производству шин в Европе.

Ниша шиноремонтных материалов тоже не осталось пустой. Год спустя, в 1990 году, чешский предприниматель Павел Фердус основал одноименную компанию Ferdus. С самого начала существования компания нацелилась на производство материалов для ремонта шин методом холодной вулканизации. В Восточной Европе это было большой инновацией. Но вместе с тем это было и необходимостью, поскольку в это время как раз началось использование колесных камер из бутилкаучука, на которых старые материалы попросту не держались.

Компания Ferdus была первой в Чехии, кому удалось успешно решить все проблемы с холодной вулканизацией при ремонте изделий из бутилкаучука. Для этого потребовалось спроектировать и построить новые производственные станки, аппаратное и машинное оборудование, и, безусловно, поставить глобальные цели.

Сам себе рекламщик

Как это обычно бывает, когда берешься за новое дело, то все приходится начинать с нуля. «Сначала нам необходимо было создать рецептуры вулканизационных растворов и соединительных смесей, — рассказал о первых шагах «папа» новорожденной компании Павел Фердус. — Как только мы решили этот вопрос, начали организовывать производство заплат для ремонта камер. Постепенно мы расширили свой ассортимент продукции производством более сложных в техническом плане ремонтных латок для ремонта проколов».

Раскрутиться компании помогли, как оказалось, обычные ремонтные комплекты для велосипедных камер. «Заплаты со спадающими краями, переходящими почти заподлицо с поверхностью камеры, тогда были большой новинкой, — продолжил Павел Фердус. — Велосипедные магазины нашли нас сами, так что рекламировать себя нам не пришлось. А сэкономленные на рекламе средства, мы смогли инвестировать в развитие собственных производственных технологий. Аналогичным образом нас нашли России, Польши, Беларуси, Франции, Латвии, Литвы, Болгарии, Румынии и других стран. И, конечно же, из Словакии, которая находится ближе всего к нам, и которая до сих пор, вместе с Украиной и Францией, является крупнейшим нашим заказчиком».

Несмотря на быстрый успех в компании понимают, что еще можно усовершенствовать, как сами изделия и их внешний вид, так и качество упаковки. «Это позволит нам увеличить наши продажи в Западной Европе, где наше присутствие сейчас незначительно, — приоткрыл планы основатель компании Павел Фердус. — Мы считаем особо важным наше проникновение на немецкий рынок, так как в Германии находится наш самый серьезный бизнесконкурент».

К слову, новый дизайн шиноремонтных материалов уже разработан и будет внедрен в этом году. «Раньше самоклеющуюся этикетку мы наклеивали на верхнюю пленку ремонтных латок, а сейчас мы хотим впрессовывать ее непосредственно в их поверхность, — рассказал об предстоящих инновациях производитель. — Это никак не повлияет на функциональные возможности ремонтных латок, которые и так уже достаточно высоки. Но это значительно улучшит внешний и товарный вид изделий, что приведет к увеличению продаж».

3акулисье производства

В компании затрудняются описать все детали производства шиноремонтных материалов, потому что ассортимент продукции насчитывает сотни позиций и для каждого изделия предусмотрена особая технология производства. Поэтому владелец компании рассказал и показал, как рождается самое простое изделие — заплаты ZS для камер, которые не содержат армирующих волокон.

Производство заплаты ZS для камер начинается в подготовительном цехе, где в миксере смешиваются каучуковые смеси. Подготовка несущей черной смеси происходит в две стадии. Сначала замешивается базовая каучуковая смесь с небольшим количеством серы. После охлаждения полученной смеси к ней домешивается остальная сера на двухвальцовом механизме. Весь процесс подготовки (смешивания) синей соединительной смеси, содержащей только небольшое количество серы, проходит в одну стадию и непосредственно в миксере.

Полученная смесь проверяется и тестируется на наличие необходимых вулканизационных свойств, и заливается в поддоны. Непосредственно перед обработкой резина перемешивается и нагревается на двухвальцовом механизме, а затем раскатывается до пленки небольшой толщины на пятивальцовом механизме. Охлажденная пленка разрезается на более мелкие части и складируется.

Следующий этап производства шиноремонтных материалов проходит в обработочном цехе, где из готовой пленки вырезаются круги или овалы. Подготовленные формы помещаются между двумя полиэфирными пленками, одна из которых металлизирована.

Подготовленные таким образом полуфабрикаты спрессовываются в единое целое на специальных штамповочных прессах, и латка приобретает окончательную форму с характерными спадающими краями. После этого снова следует тщательный контроль качества и складирование. Со склада полуфабрикат поступает в цех, где специальный механизм с программным управлением разрезает его на отдельные готовые латки. Далее готовые латки поступают на промежуточный склад, а оттуда — в упаковочный цех.

Конвейер латок

Подобным образом, как латки для камер, производятся и универсальные ремонтные US заплаты. Основное отличие заключается в толщине черной несущей смеси и шестиугольной форме, служащей для предотвращения путаницы заплат с латками для камер.
 
Аналогичная технология используется и при изготовлении ремонтных грибков CONE, которые, по сути, являются теми же US заплатами, только с вложенными в середину резиновыми «ножками». Эти «ножки» производятся отдельно на специальном прессе. После прессования и резки на «ножки» готовых грибков наносится тонкий слой соединительной каучуковой смеси, а потом на них насаживаются защитные конусы из луженой жести с толщиной листа 0,3 мм. Эти конусы производятся в отдельном цехе на полуавтоматических станках. Каждый размер конуса изготавливается на отдельном станке.

Почти так же, как латки для камер, изготавливаются ремонтные заплаты для покрышек UR. Главное отличие заключается в том, что заплаты больше по размеру, их структура является более сложной и внутри присутствуют кордовые волокна. Еще одна особенность — все составляющие части заплат UR сначала производятся отдельно, а затем складываются вместе по шаблонам. Особо сложные заплаты состоят из нескольких десятков различных частей, о производстве которых мы подробно расскажем в следующем номере.

Кроме того, при производстве заплат используется много ручной работы. «Именно здесь скрывается наш резерв, — отметил собственник предприятия. — В будущем малопроизводительный ручной труд мы должны механизировать, заменив его специальным оборудованием».

Трудности производства

Всего на заводе Ferdus выпускается около 150 наименований готовой продукции. К этому числу следует добавить большое количество различных компонентов и полуфабрикатов, из которых комплектуются конечные продукты. «Это наше конкурентное преимущество и одновременно большой недостаток, — делится Павел Фердус. — Такой широкий ассортимент неизбежно приводит к уменьшению размеров партий выпускаемой продукции и требует больших производственных затрат. А если учесть, что в производстве задействовано около 40 рабочих, то становится ясным, что каждый из них должен быть очень универсальным и уметь выполнять много различных видов производственных операций».

Развитие компании руководство видит в увеличении партий выпускаемой продукции и углублении специализации рабочих. «Для этого необходимы инвестиции, как в оборудование, так и в увеличение производственных площадей. В прошлом году мы построили новый диспетчерский центр, а в этом году мы строим новый центральный склад», — поделился успехами Павел Фердус.

Собственно, потенциал для этого есть, поскольку основные продажи компании Ferdus сосредоточены в Чехии, Словакии и близлежащих странах, а рынки более отдаленных стран еще не охвачены. И если производитель шиноремонтных материалов сосредоточится на увеличении экспорта в эти страны, то планы расширить производство кажутся вполне реальными.

Расширить ассортимент продукции — тоже в планах компании. «В этом году мы планируем внедрить в производство новые монтажные пасты, которые имеют лучшие смазывающие свойства, что гарантирует их меньшее потребление при монтаже и демонтаже шин, — рассказал собственник компании. — В принципе, достаточно, чтобы был нанесен только микроскопический слой такой пасты. Их структура очень податлива и они очень легко растираются по поверхности шины. Мы выходим из того, что для увлажнения целого посадочного края борта покрышки должно хватить одного макания маленькой кисточки».

Как утверждает производитель, новая паста будет совершенно безвредной, как для здоровья человека, так и для окружающей среды, потому что для ее изготовления будут использоваться водная основа и полимеры. При этом она будет морозоустойчивой и будет выдерживать до 6 °С, а после разморозки ее свойства не изменятся.

Ferdus планирует выпускать пасту двух видов: «быструю» и «медленную». Универсальная «быстрая» паста будет предназначена для мотоциклетных, легковых и легкогрузовых шин. Для монтажа шин больших грузовых автомобилей и тракторов, установка которых занимает больше времени, подойдет специальная «медленная» паста, которая сохраняет свои скользящие свойства в течение более длительного периода времени.

Кроме того, универсальная паста будет выпускаться в «мгновенном» исполнении, когда для получения высококачественной монтажной пасты достаточно 100 грамм порошка размешать в 3 литрах воды.


Галина Ширшик

Каталог

Статейки
«ПУЛ» – первые украинские латки
«ПУЛ» – первые украинские латки

На рынке шиноремонтных материалов появилась новинка

Instant от Ferdus: не помажеш – не поедешь
Instant от Ferdus: не помажеш – не поедешь

Уникальная шиномонтажная паста от Ferdus – Instant – позволяет выбрать необходимую консистенцию

Ремонт проколов шин
Ремонт проколов шин

Производитель чешских материалов Ferdus о технологии ремонта проколов