Фильтр
товаров
Цена
(грн)
-

Ремонт проколов шин

10 мая
Ремонт проколов шин

В этом материале попытаемся заглянуть поглубже вовнутрь шины. Стоит отметить, что и там можно найти много интересного. Тем более, тот, кто хочет заниматься ремонтом повреждений шин, должен хотя бы в общих чертах знать внутреннее строение шины.

Ремонт проколов шинШины по типу конструкции делятся на радиальные и диагональные. Если посмотреть на рисунки, можно сразу увидеть, что конструкция шины имеет решающее значение во время ремонта проколов.

При сравнении обоих рисунков сразу видно, что толщина боковины радиальной покрышки имеют совсем небольшую толщину и являются  самым тонким местом на шине. С точки зрения ремонта проколов – это еще и самый сложный участок, так как он поддается сильным нагрузкам при изгибе. Нагрузки, которые приходятся на боковину, концентрируются только на небольшом количестве кордовых нитей. А если некоторые нити, к тому же, повреждены проколом, тогда мы должны очень точно и полностью заменить их новыми нитями, которые входят в состав ремонтной заплаты.

Ремонт боковин радиальной покрышки является самым трудоемким и сложным из всех видов ремонтов покрышек. Поэтому всегда нужно помнить следующие принципы:

Принцип 1: При проколе боковины повреждаются несущие корды, и во время ремонта их следует заменить новыми.

Принцип 2: Место повреждения нужно предварительно очистить и основательно заделать.

Принцип 3: При накладывании на шину ремонтной заплаты, направление кордовых волокон заплаты должно соответствовать направлению кордовых волокон в покрышке. На радиальную шину заплата накладывается от основания до основания, на диагональную шину – до переплетения.

Если всегда следовать этим двум главным принципам, ремонт проколов станет проще и понятнее.

Радиальные шины

рис. 1Рассмотрим ремонт радиальной шины. На рис. 1 показаны ее основные части. Ремонт может проводиться в области рабочей поверхности, плеча и на боковинах.

В области бортовой зоны ремонты запрещены, так как на этом участке шины все несущие кордовые нити крепятся к нитям бортовой зоны. Эта область играет ключевую роль. Повреждение несущей структуры в этой области ведет к постепенному разрушению покрышки и имеет необратимый характер. Шины, которые имеют глубокое повреждение в этой области, рекомендуется больше не эксплуатировать.

Ремонт проколов боковин радиальной шины

Проколы боковин случаются очень часто, так как у радиальных шин это место очень тонкое и уязвимое.

Часто боковина радиальных шин состоит только из одного слоя кордовых нитей. Достаточно лишь неосторожно наехать на бордюр, край ямы на дороге или трамвайные пути, чтобы получить разрыв кордовых нитей.

рис. 2На рис. 2, кроме основных частей, также показано, как оценивается величина повреждений на боковинах радиальной покрышки при ее ремонте. Речь идет о двух размерах, которые по отношению друг к другу перпендикулярны.  Размер A определяет ширину повреждений по направлению, перпендикулярному к кордовым нитям. Размер R означает длину повреждений в направлении кордовых нитей. Размер A очень важен, поскольку означает количество кордовых нитей, поврежденных дефектом.

рис. 3, 4Как правильно определить величину повреждения? Она не определяется не сразу, а во время ремонта, когда с места повреждения устраняются все поврежденные и ослабленные части кордовых нитей. При этом важно соблюдать главное правило: должно быть устранено все, что ослаблено или расслоено, так, чтобы в области повреждения остались только кордовые нити, надежно соединенные с резиной. Часто бывает, что маленькое, на первый взгляд, повреждение после очистки оказывается большим дефектом. Также в процессе ремонта может выясниться, что повреждение превышает по своим размерам допустимый ремонтный размер и ремонту не подлежит. Это хорошо видно на рис. 3, 4, 5 и 6, когда в области повреждения постепенно возникает большое отверстие.

Форма отшлифованного прокола на боковинах радиальной шины должна быть воронкообразной, идти под минимальным углом в 120°, так как показано на рис. 7.

рис. 5, 6Хорошая шлифовка места повреждения является залогом успешного ремонта. Стоит отметить, что этот именно этот этап ремонта чаще всего производиться ненадлежащим образом. Всегда нужно помнить, что неполное устранение поврежденного материала приводит к появлению трущихся между собой поверхностей. В результате трения образуется тепло, способствующее постепенному разрушению материала шины.

После очистки отшлифованная область повреждения  заполняется ремонтной каучуковой смесью, как показано на рис. 8.

При постепенном заполнении пробоя каучуковой смесью, необходимо следить, чтобы материал шины полностью соединился с  заполнителем. Не менее важно провести заполнение области повреждения каучуком таким образом, чтобы между слоями не остался воздух.

рис. 7, 8Обработанное  и заполненное  таким образом повреждение затем необходимо завулканизировать  с помощью вулканизационного зажима. При этом важно обеспечить, чтобы в течение всего процесса область вулканизации находилась под давлением. Давление по всей области повреждения должно распределяться равномерно. Так как боковина шины имеет неравномерную толщину и округлую форму, равномерное давление достигается за счет вложения специальных алюминиевых вставок, имеющих форму боков покрышки. При более мелких ремонтах, вместо вставки можно использовать мешочек с алюминиевой крошкой, как это показано на рис. 9. В этом случае мешочку придается форма шины. Минусом такого способа является необходимость увеличение времени вулканизации приблизительно на один час, так как алюминиевая крошка хуже проводит тепло, чем цельнолитая алюминиевая вставка.
 
Тем не менее, важно понимать, что при вулканизации  достигается всего лишь заполнение области повреждения шины, но никак не возвращается ее устойчивость к нагрузкам. Чтобы вернуть шине способность выдерживать нагрузки, необходимо провести второй этап ремонта. На этом этапе необходимо в области повреждения шины приклеить холодным способом несущую кордовую ремонтную заплату (рис. 10). Применение такой заплаты дает возможность восстановить распределение нагрузок между разорванными кордовыми нитями.рис. 9, 10

Перед наклеиванием заплаты необходимо основательно отшлифовать поврежденную область и нанести слой вулканизационного раствора. Этот раствор дает возможность полностью приклеить заплату к шине, так как в большинстве случаев производится  вулканизация холодным способом. Вулканизационный раствор содержит ультра-ускорители, которые при контакте с манометрическим соединительным материалом заплаты способствуют преобразованию мономера в полимер. То есть, процесс химической вулканизации происходит при обычной температуре. Величина ремонтной заплаты подбирается по таблице производителя в зависимости от размера повреждения. При этом действует правило, что середина заплаты размещается по центру повреждения.

Ремонт проколов рабочей поверхности радиальной шины

рис. 11В целом, ремонт в области рабочей поверхности подобен ремонту боковин. Однако, область рабочей поверхности не такая тонкая, как боковина, поэтому  нужно знать о некоторых особенностях ремонта этой части шины. Прежде всего, воронкообразная форма отшлифованного отверстия должна иметь меньший угол – приблизительно 90°. Но при этом все так же важно полностью устранить все части ослабленного корда. В области рабочей поверхности шина намного мощнее, потому что кроме кордовых нитей каркаса здесь есть еще и мощный усилительный буферный пояс. Это необходимо учитывать при   оценивании величины повреждения (рис. 11). После устранения всех ослабленных кордов и шлифовки до нужной воронкообразной формы, необходимо измерить размер A - ширину повреждения каркаса в перпендикулярном направлении к кордовой нити. Одновременно измеряется размер C – самый большой диаметр повреждения усилительного пояса. Тот размер, который из этих двух параметров окажется большим, нужно использовать для определения ширины повреждения. Для определения длины повреждения используется размер R. Все измерения – A, C и R, производятся с внутренней стороны шины.
рис. 12, 13После этого процедура ремонта идентична ремонту боковины шины. Отшлифованное место заполняется ремонтной каучуковой смесью, как это показано на рис. 12. При постепенном заполнении необходимо следить, чтобы материал заполнителя полностью соединялся  с материалом шины. Не менее важно провести заполнение таким образом, чтобы между слоями не остался воздух.

Обработанное таким образом повреждение затем поддается вулканизации с применением зажима (рис. 13) и наклеивается ремонтная заплата. Размер ремонтной заплаты подбирается в соответствии  с таблицей производителя в зависимости от размера повреждения.

Диагональные шины

рис. 14Диагональные шины по своей конструкции являются более мощными и менее уязвимыми, чем радиальные шины. Сегодня диагональные шины используются все реже. Чаще их устанавливают на сельскохозяйственную и погрузочную технику. Поскольку эти шины работают в тяжелых условиях, то и проколы у них случаются чаще. Диагональные шины проще ремонтировать, чем радиальные шины, так как у них больше толщина боковин. Углы вырезания и шлифования областей повреждений на основных частях шины показаны на рис. 14. На боковинах – 90°, а в области рабочей поверхности – 60°. Как и в радиальных шинах, запрещено ремонтировать  область бортовой зоны диагональных шин.

Ремонт проколов боковин и рабочей поверхности у диагональных шин

рис. 15Процедура устранения поврежденных кордовых нитей и материала резины совпадает с технологией ремонта, описанной для  радиальных шин. Но в этом случае очень важно, чтобы в области повреждения не оставались неудаленные остатки. Величина ремонтной заплаты определяется по размеру повреждения кордовых нитей C (рис. 15) и подбирается по таблице производителя. Способ заполнения повреждения ремонтной смесью показан на рис. 16. Вулканизация проводится с применением вулканизационного зажима. Диагональные ремонтные заплаты используются также как радиальные. Основное требование: середина заплаты должна размещаться по средине повреждения (рис. 17, 18).

рис. 16Диагональные заплаты больше по размеру, чем заплаты для радиальных шин. Поэтому диагональные заплаты, предназначенные для ремонта боковин, должны иметь в области бортовой зоны «выемку» с радиусом бортовой зоны, как это показано на рис. 18.

Ремонт проколов шин, исходя из этой статьи, может показаться довольно сложным. На самом деле это совсем не так. Достаточно во время ремонта радиальных и диагональных шин, имеющих повреждения в области боковин или рабочей поверхности, соблюдать несколько основных правил:

1.    В месте прокола нужно устранить все поврежденные и расслоенные кордовые нити и материал резины.

2.    Прокол следует отшлифовать, придав ему форму воронки со следующими углами:
-    радиальные боковины – 120°
-    радиальная рабочая поверхность – 90°
-    диагональные боковины – 90°
-    диагональная рабочая поверхность – 60°.

3.    Место дефекта нужно заполнить качественной каучуковой смесью.

Между слоями не должно быть воздуха.

4.    Провести вулканизацию области заполнения.

5.    По размерам прокола, после его шлифования, выбрать ремонтную заплату нужного размера по таблице производителя.

6.    Холодным способом приклеить к области повреждения качественную ремонтную заплату с помощью качественного вулканизационного раствора. Центр повреждения должен совпадать с центром заплаты.

7.    Провести окончательную отделку и проверить качество работы.рис. 17, 18Важно не забывать, что каждый производитель ремонтных материалов имеет свою разработанную технологическую процедуру для проведения ремонта проколов шин и свои таблицы, согласно которым следует подбирать соответствующие ремонтные заплаты.

Таким образом, для проведения качественного ремонта проколов существует достаточно много технологий и материалов. В заключение скажем, что эта статья не является учебником по ремонту шин, так как мы рассмотрели здесь только самые основные виды ремонтов проколов, чтобы дать читателю общее представление о них. В этой статье, мы опустили тему ремонтов проколов в плечах шин, поскольку он аналогичен ремонту боковин шин. Также мы не рассмотрели способы ремонта мелких повреждений бортовой зоны или то, что при ремонтах в области рабочей поверхности необходимо вырезать новые протекторные дорожки. Но мы осветим эти темы в дальнейшем.

Павел Фердус

Каталог

Статейки
«ПУЛ» – первые украинские латки
«ПУЛ» – первые украинские латки

На рынке шиноремонтных материалов появилась новинка

Instant от Ferdus: не помажеш – не поедешь
Instant от Ferdus: не помажеш – не поедешь

Уникальная шиномонтажная паста от Ferdus – Instant – позволяет выбрать необходимую консистенцию

Рождение шиноремонтных материалов Ferdus
Рождение шиноремонтных материалов Ferdus

Репортаж с завода Ferdus из чешского городка Злин